параллакс фон

Подотчетность в жизни христианина

«Подводные камни» Д-групп
21.05.2017
«Наставничество» — Владимир Омельчук
24.10.2017

 

«Подотчетность» – непривлекательное слово. Люди более переживают о том, как бы кто не отнял у них свободу думать и поступать, как хочется. Подотчетность же звучит как угроза этой свободе.

Тем не менее поместные церкви, также состоящие сегодня из свободолюбивых людей, все чаще обращают внимание на проблему отсутствия реальной подотчетности среди верующих. Не только служители, но и члены поместных церквей серьезно задумываются о причинах низкого уровня духовной жизни, стагнации в деле распространения евангелия, частоты дисциплинарных процессов в церквах…, где-то внутри догадываясь, что эти проблемы связаны с отсутствием правильного душепопечения.

Но что говорит об этом Библия? Почему и кому нужна подотчетность? В чем ее преимущества и в чем ее опасности? Почему многие верующие избегают подотчетности? Как нужно правильно ей пользоваться?
Давайте разберемся.

Что такое подотчетность?

Это – особый вид отношений, в котором люди стремятся помочь друг другу быть более ответственными в исполнении задач, достижении целей, формировании правильных привычек и т.п. при помощи добровольного и регулярного отчета перед другим человеком или группой людей.

Подотчетность – это многогранное явление, которое дает верующим немало преимуществ. Она одновременно является:

  • подготовкой к ответу в будущий день суда;
  • признанием своей немощи;
  • проявлением мудрости Бога в церковности спасения;
  • ключом к духовному росту;
  • мерой безопасности;
  • инструментом смирения;
  • признаком мудрости в человеке;
  • дверью к дерзновенной свободе;
  • индикатором уровня настоящей свободы личности.

Подотчетность, построенная на евангелии, не стремится манипулировать человеком посредством вины или чувства стыда. Она не старается загнать человека в рамки самодельного закона. Евангельская подотчетность всегда основывается на уже совершившемся факте заместительной смерти Иисуса Христа и Его воскресения для нашего оправдания. Евангельское послушание всегда вырастает из осознания Божьего прощения, незаслуженной благодати и Его неизменной любви к нам во Христе. Христиане трансформируются в образ Христа, потому что уже рождены свыше, уже являются новыми творениями во Христе Иисусе. Христианин – как деревце, посаженное при потоках вод, подотчетность же – прямая палочка, которую привязывают к деревцу, чтобы оно росло прямо, устремляясь ввысь.

Почему христианину нужна подотчетность?

Подотчетность нужна христианину в свете пяти библейских причин:

  1. Неизбежность Божьего суда;
  2. Ответственность братской любви;
  3. Уязвимость обособленности;
  4. Природа греховности;
  5. Природа церковности.

1. Неизбежность Божьего суда

Нам известны слова Христа: “Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь” (Иоан.5:24). Однако в данном отрывке речь идет о суде неверующих во Христа у великого белого престола (см. Откр.20:11-14). Библия также учит, что каждый, истинно верующий в Господа, предстанет на суд Христов и даст Ему отчет за все свои дела на земле.

Рим. 14:10 “А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.”

Рим. 14:12 “Каждый из нас за себя даст отчет Богу.”

1-е Кор. 3:12-15 “Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.”

2-е Кор. 5:9-10 “И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.”

Евр. 4:13 “И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.” (см.тж. Лук. 16:1-12 и Лук. 8:17; 12:2)

Как любовь к невидимому Богу доказывается в любви к ближнему (1Ин.4:20), так и подотчетность Всевышнему проявляется в подотчетности человеку. По жизни многих христиан преследует один странный факт – люди больше боятся людей, нежели Бога, который все видит.

Вездесущий и всевидящий Господь хочет, чтобы мы жили в свете неизбежной реальности суда. Простой способ лучше ощущать невидимое присутствие Божие – это быть подотчетным другим во Христе. Регулярный отчет перед верующими людьми в настоящем помогает христианам лучше подготовить себя для суда перед Христом в будущем.

2. Ответственность братской любви

Заповедь “люби ближнего твоего, как самого себя” (Лев. 19:18; Мтф. 19:19; 22:39; Мрк. 12:31; Лук. 10:27; Рим. 13:9; Гал. 5:14; Иак. 2:8), заставляет думать о подотчетности в ином свете. В ответ на вопрос Бога: “Где Авель, брат твой?”, Каин тщетно старался уйти от ответственности словами: “Не знаю; разве я сторож брату моему?” (Быт. 4:9). Правда в том, что служители церкви дадут отчет перед Богом за тех, кто был вверен им в попечение (Евр. 13:17), но в теле Христа все братья и сестры несут ответственность друг за друга перед Богом.

Гал. 6:1 “Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.”

Иак. 5:16-20 “Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.”

Евр. 3:12-13 “Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: “ныне”, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.”

Евр. 10:24-25 “Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.”

1-е Ин. 5:16 “Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.”

Правильная подотчетность всегда является проявлением нашей настоящей любви друг ко другу во Христе.

3. Уязвимость обособленности

Если еще о безгрешном Адаме было сказано: “Не хорошо быть человеку одному” (Быт.2:18), то вполне логично предположить, что грехопадение только усугубило проблему. Человек стал еще более уязвим в своем одиночестве. Библейская мудрость говорит:

Еккл. 4:9-12 “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется.”

Существует разница между состоянием моего духа, когда я пребываю в живом общении с другими, т.е. в некоторой подотчетности им, и когда я не подотчетен никому, кроме Господа. Да, на какое-то время страх Божий удерживает меня от согрешения, но нередко наступает момент, когда знания “я подотчетен Богу” становится недостаточно… “Все мы много согрешаем” (Иак. 3:1), но, все мы согрешаем больше, когда никому не подотчетны.

4. Природа нашей греховности

Сложность в том, что взаимная подотчетность одновременно необходима, но небезопасна.

Наша греховность делает подотчетность необходимой.

  1. Греховная природа постоянно воздействует на верующего человека (см. Рим. 7:16-18,23; Гал. 5:16-17). Подобно силе притяжения, которая действует на нас беспрерывно, сила греха тянет нас “вниз” и препятствует устремляться “вверх” к полноте духовной жизни во Христе. Именно поэтому подотчетность не может быть разовым или редким явлением, если человек стремится серьезно противостоять непрестанному натиску греховных сил.
  2. Греховная природа делает человека самонадеянным. Слово Божие предупреждает: “Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть” (1-е Кор. 10:12). Господь учит: “Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих” (Пр. 3:5-8). Мы не можем полагаться на свое сердце и разум, потому что “лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?” (Иер. 17:9; см. тж. Пр. 26:12). Подотчетность – это добровольное решение христианина, который научился не доверять себе, стремится ходить в страхе Божием и иметь чистую совесть.
  3. Греховная плоть любит тьму и ненавидит свет (Иоан. 3:19-20). Одним из первых следствий грехопадения человека было то, что люди начали стыдиться друг друга и в страхе старались спрятаться от Бога (Быт. 3:6-12). Грех заставляет людей скрываться и прятаться, избегая личностного общения и индивидуальной подотчетности.

Праведность, напротив, не боится света, она не убегает от пристального исследующего взгляда. Спасение во Христе – это переход из тьмы в свет, а жизнь христианина – хождение во свете.

Деян. 26:18 “… открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными.”

1-е Пет. 2:9 “Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет.”

Иоан. 3:21 “Поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.”

1-е Ин. 1:7 “Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.”

1-е Ин. 2:10 “Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.”

2-е Кор. 4:2 “Отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.”

Еф. 5:13 “Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.”
Грех, как плесень, процветает во тьме, но под лучами солнца засыхает и умирает. Подотчетность помогает человеку ходить во свете.

Наша греховность делает подотчетность небезопасной.

Сейчас я должен сказать об опасностях, которые подстерегают людей на пути подотчетности.

Для греха нет ничего святого. Он берет то, что должно служить ко благу, и использует его как орудие смерти (Рим. 7:8-13). И христиане, наивно полагающиеся на подотчетность, быстро обнаруживают, что и у этой медали есть опасная сторона. Подотчетность не предназначена и никогда не сможет заменить истинный страх Божий в сердце христиан. Сама по себе она бессильна противостоять греховности человеческого сердца. Только когда христиане уповают на Господа и в страхе Божием пользуются подотчетностью, они способны извлекать из нее пользу.

5. Церковная природа спасения

Чем церковь отличается от прихода? Членством, а, значит, подотчетностью. Протестанты обоснованно упрекают Православных за то, что у них отсутствует реальная подотчетность, приводя факты того, что евангельские верующие чаще ходят на богослужения, читают Библию… в общем – живут настоящей христианской жизнью. Когда же необходимо защищать концепцию членства перед новообращенными верующими, одним из весомых аргументов является преимущество подотчетности члена церкви. Но, если присмотреться поближе, разница между Православным “приходом” и “членством” в евангельских церквях – это вопрос статистики, а не сути. Ведь членство давно уже перестало сопровождаться реальной действенной подотчетностью. Церковная дисциплина (ЦД) остается инструментом подотчетности, но чаще всего она применяется лишь в вопиющих случаях, как реакция на очевидный грех. Подотчетность относится к превентивной (предотвращающей) ЦД, направленной на то, чтобы не допустить серьезного духовного падения и необходимости реакционной ЦД (в виде замечания или отлучения).

Бог создал церковь не для того, чтобы отлучать согрешивших, но чтобы верующие помогали друг другу жить достойно евангелия, а согрешивших восстанавливать. Только те, кто упорствует во грехе и отвергает все разумные меры христианского воздействия, становятся по Писанию объектом отлучения (см. Мтф. 18:15-17; 1-е Кор. 5:1-8). Сегодня мы наблюдаем, как христиане игнорируют друг друга, а потом отлучают тех, кто не устоял в праведности. Но разве можно назвать такой подход здравым?

Господь не планировал сделать каждого христианина самодостаточным в Боге, но так устроил церковь, что мы являемся членами друг другу (1-е Кор. 12:24-27) и помогаем друг другу на пути веры. Христос спасает людей лично, но при этом не отдельно друг от друга.

Жизнь церкви – это общение безопасной подотчетности и взаимной помощи.

Гал. 6:1-2 “Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.”

1-е Фес. 5:11,14 “Увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. … Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.”

Евр. 3:13 “Наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: “ныне”, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.”

Евр. 10:24-25 “Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.”

Иак. 5:16 “Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.”

Кол. 3:16 “Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.”

Пр. 27:17 “Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего.”

Даже причастие предусмотрено в Библии как средство церковной подотчетности, побуждающей каждого верующего регулярно испытывать и судить самого себя перед лицом всей церкви (1-е Кор. 11:27-31).

Кому нужна подотчетность?

В двух словах, всем нам. Подотчетность нужна как младенцам, так и зрелым во Христе. На каждой стадии христианской жизни человека поджидают многочисленные искушения. Поэтому подотчетность нужна:

  • некрещеному верующему. Этот человек только встал на евангельский путь веры и тем самым вступил в борьбу с искушениями плоти, мира и духами зла.
  • новокрещеному члену церкви. Этот человек уже утвердился в основах евангелия, но если его предоставить самому себе, он будет совершать большие ошибки в начале пути. Именно люди в этой категории часто получают наименьшее внимание в евангельских церквах.
  • члену церкви, стоящему в истине. Диавол, мир и плоть прилагают все усилия, чтобы уловить христианина во грехе. Правильная подотчетность – эффективное средство личной безопасности и ответственного духовного роста для христианина.
  • члену церкви, пораженному грехом. Когда христианин ослабел и пал духовно, он особенно нуждается в подотчетности. Многие христиане в одиночку борются с повторяющимися грехами и даже зависимостями разного рода. Подотчетность помогает сократить время пребывания в пораженном состоянии и через поддержку и молитву других христианин быстрее восстанавливается (Гал.6:1).
  • готовящимся вступить в брак. Молодые люди, вступившие в отношения, ведущие к браку, нуждаются в мудром наставничестве и подотчетности, чтобы хранить себя в чистоте.
  • лидерам служений. Ответственность служения делает человека предметом особого внимания со стороны врага. Лидеров служений ожидают многочисленные искушения, разочарования и трудности.
  • служителям церкви. Служители всегда находятся на особом счету у врага церкви. Первая из пяти главных причин духовного падения среди служителей – отсутствие подотчетности. Только церковные лидеры, лично получающие пользу от правильной подотчетности, могут создать здоровую культуру подотчетности в поместной церкви.
  • пожилым членам церкви. Современные церкви все больше обращают внимание на молодежь, на молодых и сильных, а пожилые члены церкви остаются без внимания служителей и других членов церкви. Нередко пожилые предоставлены самим себе, что приводит к большим переживаниям, особенно когда приходят болезни и немощи.

Нет человека в теле Христа, который бы перерос свою нужду в подотчетности.

Варианты подотчетности

Существует много вариантов подотчетности, основными из которых являются:

  • Членство в поместной церкви – это базовый вариант подотчетности для каждого евангельского верующего.
  • Участие в малой группе – обычно такие группы проводятся еженедельно. Участники могут ближе узнавать о переживаниях друг друга, обсуждать христианство в условиях своих жизненных обстоятельств, молиться и ободрять друг друга.
  • Отдельные программы – существуют обучающие курсы и программы, которые подразумевают ту или иную степень подотчетности.
  • Близкая дружба – настоящая дружба естественным образом является видом подотчетности, где друзья не боятся говорить друг другу правду, даже когда это ранит и обличает (Пр. 27:5-6,17).

Как начать?

Поговорите со служителем церкви или лидером вашей малой группы на эту тему. Узнайте, какие варианты подотчетности уже доступны.

Вы можете проявить личную инициативу, следуя по этим шагам:

  1. Молиться – взвесив преимущества и обдумав опасности подотчетности, начните с молитвы о том, чтобы Господь указал Вам людей, с которыми Вы могли бы выстроить доверительные отношения. Если Вы молодой верующий, ищите людей, в которых видите добрый пример христианской жизни.
  2. Попросить – помолившись, поговорите с людьми. Обсудите Ваше желание выстроить доверительные отношения с целью подотчетности во Христе. Можете предложить им прочитать данную статью.
  3. Договориться – поставьте перед собою конкретные, измеримые, выполнимые цели. Начните с малого, например: ежедневного чтения Библии или ведения духовного дневника.
  4. Встречаться – начните встречаться, открываться друг другу, молиться вместе, поддерживать и ободрять друг друга в достижении поставленных целей во славу Христа.
  5. Верить и трудиться – взаимная подотчетность будет постоянно оголять Ваши несовершенства, но, если Вы будете уповать на благодать Господа, и, “прилагая к сему все старание” (2-е Пет. 1:5), постепенно возрастать в вере, добродетели, рассудительности, воздержании, терпении, благочестии, братолюбии, любви, “то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа” (2-е Пет. 1:5-8).

“Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа” (2-е Пет. 1:10-11).


Автор: Вячеслав Стариков